СВЕТОВЫЕ ПРОЕКЦИИ ВМЕСТО ГРАФФИТИ — ХОРОШИЙ ГОРОД

ХОРОШИЙ ГОРОД

СВЕТОВЫЕ ПРОЕКЦИИ ВМЕСТО ГРАФФИТИ

Петербургские чиновники решили последовать примеру краснодарских феминисток (шутка) и украсить фасады домов световыми проекциями картин. Оказывается, их появление напрямую связано с граффити. Противостояние граффитистов, населения и городской администрации в Санкт-Петербурге — давняя история: художники рисуют, коммунальщики закрашивают, граждане восхищаются, возмущаются или борются. В чем суть нового проекта, и при чем здесь граффити, рассказал главный художник города Алексей Моор.

 

Идея со световыми проекциями появилась в 2019 году: активисты хотели разместить изображение писателя Достоевского на доме в Кузнечном переулке, город им это, конечно, запретил, но в качестве альтернативы предложил использовать светопроекцию.

 

Появилась программа, включавшая в себя 50 петербургских домов, на которых могли появиться проекции. Но от некоторых адресов пришлось отказаться: не везде получается подключить световое оборудование к городским сетям. В итоге на данный момент утвержден список из 15 адресов, две проекции уже появились — тот самый Достоевский и изобретатель Пироцкий на Московском проспекте.

 

А что с граффити? Идея создания световых проекций возникла из-за массового появления в городской среде несанкционированных росписей, утверждает чиновник. Власти — и тут с ними трудно спорить — считают, что граффити зачастую не сочетаются с исторической застройкой, а новые материалы не коррелируют с аутентичными поверхностями фасадов, приводя к возникновению плесени и разрушению штукатурки. Потому росписи на лицевых фасадах зданий запрещены.

 

Портрет Виктора Цоя в 2012 году к 50-летию музыканта нарисовала петербургская граффити-художница Юлия Волчкова. Фото modelena_moon

Однако большая часть громких историй с закрашенными граффити касается работ, нарисованных на технических сооружениях, в частности, трансформаторных будках. Почему на них рисовать нельзя? «У трансформаторной подстанции также есть своя функция, — говорит Алексей Моор, — она скрывает оборудование. Это как размещать мемориальные доски на водосточных трубах…» В общем, причина есть — кто ищет, тот всегда найдет.

 

Но вот идея со световыми проекциями на самом деле отличная. Если технологии позволяют делать город более живым и ярким без ущерба для старых зданий, такой возможностью обязательно нужно воспользоваться. И уж наверное, тут-то современные художники смогут разгуляться, ведь световые «граффити» никому и ничему не вредят?…

 

Первый шаг в этом направлении сделан: Комитет по градостроительству и архитектуре выбирает картины для проекций по рекомендации не только Русского музея, но и Института исследования стрит-арта. Но, кажется, мы не скоро увидим работы уличных художников на фасадах и брандмауэрах петербургских домов. «Есть ряд изображений, которые нам предоставил Институт исследования стрит-арта. Пока трудно сказать, когда получится показать их на фасадах. Многое зависит от решения финансовых и технических вопросов», — объяснил Алексей Моор.