ХОРОШЕЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — ХОРОШИЙ ГОРОД

ХОРОШИЙ ГОРОД

ХОРОШЕЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Культурный комплекс, сквер, площадь — сложные конструкции, при проектировании которых легко ошибиться. Как понять, что перед вами хорошее общественное пространство?

 

Безопасность. Ощущение безопасности в общественном пространстве в первую очередь связано с контролем — из любой точки должно быть видно, что происходит вокруг. Для этого пространство должно быть хорошо освещено, а здания и деревья не должны создавать изолированных зон.

 

Комфорт. Многогранное понятие. Климатический комфорт: в общественном пространстве должно быть уютно и в дождь, и в холод, и в жару. Акустический комфорт: посетителям не должны мешать шум машин или громкая музыка. Комфорт передвижения: и для автомобилистов, и для родителей с колясками, и для людей с ограниченными возможностями — для этого нужны парковки, пандусы, удобные спуски. Визуальный комфорт: деревья и цветы, приятное для глаз освещение, хорошо спроектированная уличная мебель.

 

Экологичность. В общественных пространствах нужно прежде всего обеспечить чистый воздух и проветриваемость, чтобы избежать сырости. Главный загрязнитель воздуха в городе — автомобильный трафик. Причем больше всего вреда наносят не выхлопные газы, а мельчайшие частицы пыли, которые образуются от трения шипованной резины об асфальт и поднимаются в воздух.

 

Идентичность. Чувство принадлежности к месту, восприятие его как «своего» возникает, когда люди проводят там время, когда они могут влиять на его внешний облик или сами могут его преобразовывать. Если они считают пространство своим, они будут бережнее к нему относиться.

 

Разнообразие. В общественном пространстве должны быть предусмотрены зоны для разных запросов пользователей. Например, в парке должно быть место, чтобы полюбоваться видами и почитать книжку, и место, где можно послушать музыку и поиграть в футбол — важно соблюдать баланс.

 

Освещение создает чувство спокойствия. Даже один дополнительный фонарь может повлиять на ощущение безопасности в парке поздним вечером. Чтобы пространство не замирало, а маргиналы не отвоевывали лавки и темные углы, в парке должно работать то, чем горожане могут пользоваться круглосуточно в любое время года, например, каток или вечерний кинотеатр.

 

 

Дорожки не должны быстро и сильно нагреваться, асфальт — плохое покрытие для общественного пространства, лучше дорожки из натурального камня, бетона или дерева. Хорошее пространство защищает людей от стихии: не обойтись без укрытий от солнца, ветра и дождя. Защищать от непогоды могут как беседки или навесы, так и правильно продуманное озеленение. О самих зеленых насаждениях тоже нужно заботиться. В Китае, в новом Музее риса под открытом небом, пешеходные дорожки и построены над полем, чтобы туристы не вытаптывали посевы, а сами дорожки отбрасывали как можно меньше тени (проект архитектурной студии Turenscape).

 

 

Существование общественного пространства не должно доставлять неудобство жителям соседних домов. Шумные развлечения, скейт-парки и площадки для собак должны быть удалены от окон жилых домов или огорожены шумозащитными зелеными буферами. Удачный пример — парк The Dogpatch Ropewalk в Сан-Франциско. Там площадки отделены от жилых домов дорожками и бортами.

 

 

В хорошем общественном пространстве все встречаются в одном месте и уживаются друг с другом. Каждая группа может без труда найти еду и отдых в зависимости от своего дохода, любая зона доступна маломобильным горожанам. Пространство должно быть удобно приводить в порядок: долговечные материалы, удобные в обслуживании инженерные сети, заменяемые элементы благоустройства. В удачно спроектированном пространстве легко сориентироваться с помощью указателей и расписания.

 

 

Одинаково гладкие газоны на одинаково благоустроенных набережных не всегда работают как общественное пространство, место вдохновения и отдыха. Хороший проект использует сложившиеся традиции и символы прошлого. В Лос Анджелесе при проектировании открытого общественного пространства Pacific Overlook архитекторы обыграли руины «затонувшего города» — комплекса, в 1930-х годах обвалившегося из-за сползания береговой линии. Получилось уникальное место, не похожее ни на какое другое.

 

 

По материалам www.архитекторы.рф и www.landezine.com